Данные дизели имеют широкое распространение благодаря продолжающемуся уже долгое время выпуску автомобилей с этими моторами (МАЗ-500, их модификации и пр.). Несмотря на посредственные удельные показатели и устаревшую конструкцию в целом (главным образом механическая топливная система, не позволяющая выполнять нормы выше Евро-3 и т. д.), двигатели пользуются спросом и в наше время благодаря удовлетворительной надёжности, высокой ремонтопригодности, распространению запчастей и низкой цене в сравнении с заграничными аналогами. По этим же причинам (особенно по последней) двигатели ЯМЗ-236/238 устанавливают и на новые модели техники. Некоторую конкуренцию ему мог бы составить КАМАЗ-740 схожей мощности, конструкции, цены, но имеет низкую надёжность и другие недостатки, хотя и он пользуется популярностью, кроме того, пожар на заводе КАМАЗа 1993 года приостановил выпуск этих двигателей и производители техники, которая оснащалась ими, стали временно ставить ЯМЗ-236/238 вместо него, до восстановления выпуска КАМАЗ-740. В настоящее время двигатели были модернизированы для выполнения норм Евро-2, −3, обязательных для новых автомобилей, выпускаемых в России, повышена мощность, у ЯМЗ-236 до 300 л.с., у ЯМЗ-238 — 400 л.с.
По состоянию на 2014 год на Ярославском моторном заводе (Автодизель) выпускаются его преемники дизели ЯМЗ-530, однако семейство 236/238 не снято с производства.
Двигатель |
Турбонаддув |
Евро |
Мощ-ть кВт(л.с.) |
Применение |
|
Евро 0 |
173 (235) |
Комбайны |
|
|
Евро 0 |
165 (225) |
Скрепер, каток, комбайны |
|
+ |
Евро 0 |
221 (300) |
МАЗ, КрАЗ, МоАЗ, Урал, трактора, путевые машины |
|
+ |
Евро 0 |
228 (310) |
Гусеничные транспортеры-тягачи |
|
+ |
Евро 0 |
213 (290) |
Полесье, Дон |
|
+ |
Евро 0 |
228 (310) |
Гусеничный тягач |
|
+ |
Евро 0 |
190 (260) |
МоАЗ |
|
|
Евро 0 |
176 (240) |
МТ-ЛБ |
|
|
Евро 0 |
132 (180) |
Экскаваторы, судовые двигатели |
|
+ |
Евро 0 |
243 (330) |
МЗКТ, МАЗ, КрАЗ, БАЗ, путевые машины |
|
+ |
Евро 1 |
243 (330) |
МАЗ, КрАЗ, комбайны |
|
+ |
Евро 2 |
243 (330) |
МАЗ, КрАЗ |
|
+ |
Евро 0 |
213 (290) |
||
+ |
Евро 0 |
213 (290) |
Полесье, Дон |
|
|
|
|
|
|
|
Евро 0 |
140 (190) |
МоАЗ, трактора |
|
|
Евро 0 |
176 (240) |
КрАЗ, МАЗ, Урал, судовые двигатели, электростанции 100 кВт |
|
+ |
Евро 0 |
173 (235) |
Трактора, спец. техника |
|
+ |
Евро 0 |
184 (250) |
Трактора, спец. техника, катера |
|
+ |
Евро 0 |
220 (300) |
Трактора |
|
+ |
Евро 1 |
173 (235) |
Трактора, МоАЗ |
|
+ |
Евро 1 |
220 (300) |
Трактора |